Yandex

Астрологическая
библиотека

Египетская астрология и египетский календарь

 Древний Египет всегда считался сокровищницей астрономической науки и астрологических научных знаний. Но исследование источников, дошедших до наших времен, показало, что их истоки лежат в Месопотамии и Греции – учения именно этих государств дало толчок для исследований небосклона в Египте.
 Еще в древности жрецы выделили 36 созвездий и сделали попытки составить календари различного предназначения. Позже результаты наблюдений стали использоваться в каждодневной жизни, года делили на удачливые и неудачливые, астрологическая наука стала носить потребительски-бытовой характер. Предсказания египетских астрологов строились в основном на основании солнечных и лунных затмений, что пришло из вавилонской науки. Таким образом, ученые установили, что собственное развитие астрологии в Египте произошло в основном в период Эллинизма.
 Самыми известными египетскими астрологами той эпохи были Гермес Трисмегист, Петосирид, Гиппарх, Клавдий Птолемей. И хотя мнение о том, что Египет является первоисточником астрологических знаний, является спорным, но именно его ученые сделали мощный шаг в развитии этой науки.
 На рубеже нашей эры Египет (а именно – Александрия) стал величайшим центром эллинистической науки, прибежищем большинства выдающихся античных ученых. Александрия славилась храмом муз (Мусейон) с обсерваторией и крупной библиотекой. Там работали практически все астрологи того времени, а в 193 г. н.э. получила развитие неоплатоническая школа.
 Знаковыми фигурами эллинистического астрологического учения были Нехепсон и Петосирид, использовавших в своих трудах концепции месопотамской астрологии предзнаменований, греческой астрономии, египетских наблюдений за звездами и эллинистической философии. Среди известных ученых Египта, усовершенствовавших техническую часть астрологии (расчеты), особо выделяют Гиппарха и Клавдия Птолемея. Египетская астрология основывалась на сидерическом делении эклиптики и больше всего использовала линейные методы расчетов, позже вытесненные тригонометрическими.
 Год в Египте делился на три сезона, зависевших от поведения реки. Первый сезон («ахет», или «наводнение») совпадал с разливом Нила. Второй («перет», или «появление суши») начинался во время сева и длился до окончания сбора урожая. Последний сезон начинался в период иссушающих ветров – его называли «тему», или «отсутствие воды». Разливы Нила связывались с первым восхождением наиболее яркой звезды – Сириуса. Ее восход отождествлялся с богиней Соптет, а также с Исидой – Исида плачет по убитому Осирису, богу плодородия и возрождения, ее слезы переполняют Нил и вызывают наводнение.
 Зимой Сириус светил всю ночь, а потом появлялся лишь вечером на западе, скрываясь за горизонтом, чтобы спустя 70 дней вновь появиться на востоке в день летнего солнцестояния. Посчитав период от одного летнего солнцестояния до другого, 6 тысяч лет назад египетские астрономы разработали свой, особый календарь, где счет дней шел по десятидневкам, всего 360 дней, чуть позже в конце года стали добавлять еще пять дополнительных праздничных дней. Их называли днями рождения богов – Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды, и посвящали поклонению богам. При этом исторические источники свидетельствуют в пользу того, что теория високосных лет была известна уже и в те времена, но ввелась лишь двумя столетиями позже, в юлианском календаре.
 Египетский зодиак разделен на 12 отрезков по 30 градусов, каждый из которых имел собственное значение. В египетском календаре постоянны три числа: 12, 30 и производное от них число 360. Кроме того, именно египетские ученые в середине второго тысячелетия до н. э. разделили сутки на 12 ночных и 12 дневных часов.
 Таким образом, Египет считается одним из основателей солнечного календаря.